Сервисное обслуживание ЛОКОМОТИВОВ

Контакты в Самаре

Тел./факс:

+7 (846) 247 41 40
+7 (846) 247 97 37
+7 (846) 247 72 72

E-mail:

lvss@camapa.ru
info@lvss.ru

Назначение и работа электроаппаратов на электровозе ВЛ10 - статьи | ООО "ЛокомотивСтройСервис" г. Самара


Группа специалистов Куйбышевской дороги подготовила практические рекомендации для машинистов электровозов ВЛ10 по обнаружению и устранению наиболее часто встречающихся неисправностей в электрических цепях и повреждений оборудования локомотива. Редакция приступает к публикации этого материала. При пользовании рекомендациями машинист должен знать назначение, работу и расположение электроаппаратов.

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПУ-ЗК

ПУ служит для управления взаимной работой генераторов тока управления и аккумуляторной батареи.
На лицевой стороне панели расположены два регулятора напряжения типа СРН-7У-3, реле обратного тока Р-15Д, трехполюсный переключатель генераторов, амперметр, два вольтметра, один из которых подключен к проводу цепи управления К51, переключатель вольтметров, низковольтные предохранители, выключатель лампы освещения панели, розетка для переносной лампы, рубильник батареи, диод и вставка двигателя преобразователя на 50 А.
Аккумуляторная батарея состоит из 40 рабочих элемен¬тов КН-100 и находится в машинном отделении.
Балластные резисторы Р140—Р144, контакторы 126-2, 127-2, 176-2 типа КПМ-111 находятся в высоковольтной камере. Резистор Р140 (0,3 Ом) стоит в цепи зарядки аккумуляторной батареи и служит для стабилизации напряжения на зажимах аккумуляторной батареи. Резисторы Р141—Р144 (0,27 Ом) находятся в цепи питающего провода К51 и служат для стабилизации напряжения в цепи управления.

КОНТАКТОР 126-2

Служит для питания катушек СРН от цепи управления при работающих генераторах управления, его обратная блокировка стоит в цепи сигнальных ламп вентилятора № 2 (В-2) в проводах К100—К66.

КОНТАКТОР 127-2

Служит для питания цепи управления от аккумуляторной батареи, минуя балластные резисторы Р140—Р144. Прямая блокировка контактора 127-2 в цепи проводов К58—Н80 служит для питания катушек СРН при выключенном контакторе 126-2 (в момент включения и выключения вентиляторов).
Обратная блокировка контактора 127-2 в цепи проводов К53—НЗ служит для управления работой контактора 126-2.
На электровозах без контактора 126-2 функции обоих выполняет спаренный контактор 127-2.

КОНТАКТОР 176-2

Служит для шунтировки резисторов Р142 и Р143 (0,11 Ом) при включенных возбудителях и прожекторе во избежание резкого падения напряжения в цепи управления.
а также принципиальную схему электровоза (опубликована в январском номере журнала). Поэтому в первых статьях будет изложено именно это описание.
Рекомендации составили: начальник депо Кинель И.А. БАРАНЧИКОВ, общественный машинист-инструктор Н.И. БАШМАКОВ (депо Октябрьск), машинисты-инструкторы И.Л. РАХУБА (депо Пенза III), Н.Н. ПАСТУХОВ (депо Кинель), В.Ф. ОВСЯННИКОВ (депо Дёма).
Обратная блокировка контактора 42-2 в цепи катушки контактора 127-2 в проводах Н73—К57 служит для немедленного включения контактора 127-2 после выключения контактора 42-2.
Обратная блокировка РОТ в цепи проводов Н73—К57 служит для удержания контактора 127-2 во включенном положении до подключения РОТ в момент включения вентиляторов.

ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ НА НИЗКОЙ СКОРОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ

При низкой скорости вентиляторов якоря генераторов тока управления соединены последовательно по цепи: «земля», якорь генератора управления Г2, провод Н166, предо-хранитель 262-2 (150 А), провод Н84, контакты переключателя вентиляторов ПВ-Н, провод К42, якорь генератора управления П, провод К41, предохранитель 260-2 (150 А), рубильник переключателя генераторов, провод К58, сериесная катушка и главные контакты РОТ, провод Н73, резисторы Р140, Р141 и далее на аккумуляторную батарею.
Обмотки возбуждения обоих генераторов управления будут подключены параллельно следующим образом:
1) от якоря П через рубильник переключателя генераторов, провод Н82, резисторы Р0, Р1 (контакты СРН), вставку 261 -2 (10 А), провод К43, обмотку возбуждения Ш1—ШШ1 — «земля»;
2) от якоря П через рубильник переключателя генераторов, провод Н82, блокировку ПШ (ПВ-Н), провод Н83, резисторы Р0, Р1 (контакты СРН), вставку 263-2 (10 А), провод Н86, обмотку возбуждения Ш2-ШШ2 — «земля».

ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПРИ ВЫСОКОЙ СКОРОСТИ ВЕНТИЛЯТОРОВ

При высокой скорости вентиляторов генераторы управления переключаются на независимую друг от друга работу. Для заряда аккумуляторной батареи и питания цепей управления нормально работает генератор управления № 1.
Заряд аккумуляторной батареи и питание цепей управления происходят таким же порядком, как и при низкой скорости вентиляторов, различие лишь в том, что:
1) якорь генератора Г1 заземляется через контакты ПВ-В и провод К42, а якорь генератора Г2 заземлен непосредственно, т.е. генераторы оказываются включенными параллельно;
2) обмотки возбуждения подключаются параллельно своим якорям у первого генератора управления через предохранитель 260-2, переключатель генераторов и провод Н82, у второго генератора — через предохранитель 262-2, провод Н84, переключатель генераторов и провод Н83 (аварийный режим).
Как при низкой, так и при высокой скоростях вентиляторов катушки регуляторов напряжения СРН после включения РОТ через контакты электромагнитного контактора 126-2 подключаются параллельно к цепям управления. При этом если повышается нагрузка в цепях управления, то уменьшением тока в катушках СРН шунтируется резистор в цепях обмоток возбуждения генераторов. Возбуждение генераторов увеличивается и, следовательно, повышается напряжение на зажимах якоря, которым заряжается аккумуляторная батарея.
Ток генератора в цепь управления попадает через резисторы Р141—Р144, в которых происходит падение повышенного напряжения до номинального. Полный подзаряд батареи типа 40КН-100 происходит преимущественно в ночное время эксплуатации, когда в цепях управления включена максимальная нагрузка.
Перемычку между зажимами Р143—Р144, покрашенную красным лаком, в летний период эксплуатации снимают в связи с уменьшением нагрузки цепи управления.
РОТ отключается при обратном токе в его силовой катушке 2,5 — 4 А следующим образом: при выключении вентиляторов появляется обратный ток от аккумуляторной батареи, который пройдет через РОТ, последовательно включенные якори Г1, Г2 и на «землю» (на низкой скорости). На высокой скорости — через РОТ, якорь Г1 и ПВ-В на «землю».
Для предотвращения резкого спада напряжения во время переходов в разные режимы скорости при больших нагрузках катушка контактора 127-2 сразу после выключения вентиляторов получает питание через блокировку 42-2, и аккумуляторная батарея, минуя балластные резисторы, подключается к цепям управления.

РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Если генераторы не работают, то контактор 127-2 включен, и питание низковольтных цепей управления происходит от аккумуляторной батареи, которая работает на разряд следующим образом: «земля», шунт амперметра 259-2, рубильник батареи, провод Н93, предохранитель 215-2, провод Н96, последовательно включенные элементы батареи, провод Н95, предохранитель 494-2, провод Н94, рубильник батареи, провод Н92, контакты электромагнитного контактора 127-2, провод К51 и предохранители цепей управления.

ЦЕПЬ ВКЛЮЧЕНИЯ КОНТАКТОРА 127-2

При включении рубильника аккумуляторной батареи питание поступает на провод Н92 через резистор Р140—Р141, провод Н73, параллельно включенные обратные блокировки контактора 42-2 и РОТ, провод К57, катушку контактора 127-2 и на «землю».

ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ С БРН

На панели управления с БРН взамен вибрационных регуляторов напряжения установлены два блока бесконтактных регуляторов напряжения в блок с замыкателями. Взамен реле обратного тока в схеме используются два параллельно включенных вентиля типа ВК-2-200, монтируемых вне панели управления.
Для защиты от механических повреждений и попадания пыли блоки регуляторов и блоки с замыкателями закрываются индивидуальными кожухами. В режиме работы вентиляторов на низкой скорости якоря и обмотки возбуждения генераторов управления соединяются последовательно. Такое соединение выполнено путем добавления на ПШ дополнительного пальца ПВ-Н (провод Н86—КЗЗ).
Контактор 127-2 установлен с одним замыкающим и одним размыкающим контактами (в схеме использован только размыкающий контакт) и двумя замыкающими блокировочными контактами. На контакторе 42-2 добавлена низковольтная блокировка (провод К53—НЗ) для включения контактора 126-2.

ПОДЪЕМ ТОКОПРИЕМНИКОВ

От провода К51 через низковольтный предохранитель 270-2 (10 А) получает питание провод К49, блокировка 58-1, провод К59 и напряжение подводится к кнопкам «Пантографы».
При включении кнопки «Пантографы» ток поступает к проводу К37 и перемычке между кнопками «Пантограф передний» на «Пантограф задний». Через провод К37 дается питание на низковольтную катушку вентиля защиты 205 и через обратную блокировку 105 — к проводу К68 и сигнальным лампам. Катушка вентиля возбуждается, благодаря чему воздух поступает к пневматическим блокировкам дверей ВВК и люка, а после их срабатывания — к клапанам токоприемников.
При включении кнопок «Пантограф передний» или «Пантограф задний» через провод К37 и перемычку, провод К38 (К39), щиток параллельной работы, провод Н104 (Н105) питание подается на катушку вентиля токоприемника 93-1 (94-1). Вентиль возбуждается, и воздух поступает в цилиндр токоприемника.
Токоприемник поднимается, и высокое напряжение через резистор Р51—Р52 (21300 Ом) подается на катушку реле контроля защиты 105-2 и высоковольтную катушку 205-2, «земля».
При возбуждении катушки вентиля РКЗ 105-2 реле включается, что приводит к размыканию своей обратной блокировки в цепи сигнальных ламп в проводах К37 — К68, и лампы гаснут.

ОПИСАНИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ БВ-2 (с защелкой, электровозы № 258 — 268)

Дифреле 54-1 имеет две блокировки: прямую в цепи проводов К82—К35 и обратную в цепи выключающей катушки в проводах К77—К50.
БВ-2 включают кнопками «БВ-2» и «Возврат БВ-2». При включении кнопки «БВ-2» напряжение подается от провода К50 к проводу К100 через резистор 300 Ом на катушку дифреле 54-1 и через ее обратную блокировку в проводах К100— К61 — на лампочки БВ-2 и к кнопке «Возврат БВ-2». Через обратную блокировку 54-1 после включения рубильника АБ получает питание провод К77.
С включением кнопки «Возврат БВ-2» напряжение через нее от провода К61 подается на провод К82 и на катушку промежуточного реле 163-2. Она включается, замыкая цепь в проводах К100—К86 и К100—К61. Напряжение подается на катушку дифреле 54-1 помимо резистора. Дифреле включается, замыкая прямую блокировку (К82—К35) и размыкая обратную блокировку (К50—К77).
Напряжение по проводу К35 подается на включающую катушку электромагнита. Возбуждаясь, электромагнит через систему рычагов подводит подвижный контакт к неподвижному. Но пока между этими контактами остается зазор и происходит зацеп защелки. Питание провода К61 остается через блокировку 163-2 в проводах К100—К61. После отпуска кнопки «Возврат БВ-2» питание с проводов К82 и К35 снимается. Реле 163-2 выключается, размыкая свои блокировки. Дифреле 54-1 остается включенным через резистор.
Электромагнит включающей катушки (якорь) садится на место, и включающий рычаг под действием пружины отходит от контактного рычага. Включающая (она же и выключающая) пружина поворачивает контактный рычаг вокруг верхней оси двухплечего рычага и контакты замыкаются. Прямые блокировки БВ-2 замыкаются в цепи проводов К77—Н60 и К100— К44, обратная размыкается в проводах К100—К61, и лампочки БВ-2 гаснут.
БВ-2 выключается через кнопку «БВ-2» — выключается дифреле 54-1. Порядок процесса таков: через обратную блокировку в проводах К50—К77 и пока еще замкнутую блокировку БВ-2 в проводах К77—Н60 напряжение подается на выключающую низковольтную катушку. Электромагнит возбуждается, притягивая якорь, который ударяет по рычагу защелки, а выключающая пружина оттягивает контактный рычаг с подвижным контактом от неподвижного контакта. При к.з. в силовой цепи, защищаемой БВ-2, ток короткого замыкания проходит по силовой катушке выключающего электромагнита, якорь притягивается и ударяет по рычагу защелки, что приводит к выключению БВ-2.
При перегрузке, когда через БВ-2 проходит ток более чем ток уставки (350 — 380 А), электромагнит преодолевает усилие пружины, действующей на якорь, и БВ-2 также выключается. Необходимо помнить, что при выключении АБ, но при включенной кнопке «БВ-2» выключения аппарата не происходит. БВ-2 выключится при повторном включении АБ.

ВКЛЮЧЕНИЕ БВ-1

БВ-1 служит для разрыва силовой цепи и ее защиты от токов короткого замыкания. При включении кнопки «БВ-1» от провода К50 получает питание провод К71 и через 40-ом-ные резисторы Р136—Р137 — на «землю». Также через блокировки реле перегрузок возбудителей 57-2, провод К85, реле 57-1, провод НЗО напряжение подается к блокировке дифреле 52-1. От провода К71 через обратную блокировку БВ-1 получает питание провод К62 и сигнальные лампы БВ-1 загораются.
С нажатием кнопки «Возврат БВ-1» получает питание провод Н130 (Н131), и через замкнутый элемент котроллера питание подается на провод 47, далее на катушку вентиля возврата БВ-1, что приведет к подаче воздуха в цилиндр БВ-1. Также от провода 47 через обратную блокировку БВ-1 в проводах 47—Н14 получит питание катушка дифреле 52-1, минуя резистор на 300 Ом. Дифреле 52-1 включится и замкнет свою блокировку в проводах НЗО—Н5.
Через замкнутую блокировку 52-1 получит питание провод Н5 и через блокировку ТК1-М, провод Н6 оно подается на «плюс» удерживающей катушки БВ-1, «земля». Также через блокировку ТК1 - М в проводах Н6—К98 получит питание провод К98 и подаст напряжение к кнопкам низкой и высокой скорости вентиляторов.
Включившись, БВ-1 замкнет свою прямую блокировку в проводах Н53—К11 в цепи линейных контакторов и разомкнет свои обратные блокировки в цепях:

  • сигнальных ламп АВР в проводах К100—К84;
  • сигнальных ламп БВ-1 в проводах К71—К62;
  • счетчика отключения БВ-1 в проводах Н48—«земля»;
  • катушки дифреле 52-1 в проводах 47—Н14. Катушка дифреле продолжает питаться от провода К100 через резистор на 300 Ом, который получает питание при включении кнопки «БВ-2».

ВКЛЮЧЕНИЕ ВЕНТИЛЯТОРОВ

Низкая скорость. При включении кнопки «Низкая скорость» вентиляторов от провода К98 получит питание провод К97, далее на катушку вентиля ПШ низкой скорости и через обратные блокировки контакторов 42-2 и 42-1 — на «землю». ПШ развернется.
В положении низкой скорости ПШ разомкнет свои блокировки высокой скорости (ПВ-В) и замкнет блокировку низкой скорости (ПВ-Н) в проводах К97—Н57. От провода Н57 получит питание и включится контактор 42-2. При работающих вентиляторах, а также и генераторах тока управления включается контактор 126-2, который разомкнет свою обратную блокировку в цепи сигнальных ламп (В2) в проводах К100—К65. Лампы погаснут, а сигнальные лампы В1 продолжат гореть.
Высокая скорость. При включении кнопки «Высокая скорость» вентиляторов от провода К98 получит питание провод К99, катушка вентиля ПШ высокой скорости и через обратные блокировки контакторов 42-2 и 42-1 — «земля». ПШ развернется.
В положении высокой скорости ПШ разомкнет блокировки низкой скорости (ПВ-Н) и замкнет блокировки высокой скорости ПВ-В. Через замкнутые блокировки ПВ-В получат питание катушки вентилей контакторов 42-2 и 42-1. Также, через блокировку ПВ-В от провода К99 получит питание провод К89, который запитает кнопки «Возбудители».
При включении контактора 42-1 разомкнётся его обратная блокировка в цепи сигнальных ламп В1 в проводах К100—К67. Лампы В1 погаснут, а при включении контактора 126-2 погаснут лампы В2.

ВКЛЮЧЕНИЕ КОМПРЕССОРОВ

При включении кнопки «Компрессоры» от провода К44 получит питание провод К69 и подаст напряжение на регулятор давления, далее через его замкнутый контакт получает питание провод Н2 и напряжение подается на щиток параллельной работы к кнопкам «Компрессор 1» и «Компрессор 2».
Через замкнутую кнопку «Компрессор 1» получает питание провод Н154, и ток подается на катушку контактора 41-1, «землю», а через замкнутую кнопку «Компрессор 2» получит питание провод К79, и ток поступит на катушку контактора 41-2, «землю». Работой компрессоров управляет регулятор давления, а одиночное их включение производят на щитке параллельной работы.
При включении кнопки «Возбудители» от провода К89 получает питание провод К83, и напряжение подается к щитку параллельной работы. Через замкнутую кнопку «Возбудители» получает питание провод К80, от которого через обратные блокировки контакторов 40-1 и 40-2 получают питание сигнальные лампы по цепям:

  • сигнальные лампы П1 через обратную блокировку контактора 40-1 в проводах К80—К94;
  • сигнальные лампы П2 через обратную блокировку контактора 40-2 в проводах К80—К75;
  • сигнальные лампы АВР через параллельно включенные обратные блокировки контакторов 40-1, 40-2, провод К18, полупроводник (диод) 298-2 и провод К84.

Также от провода К80 получает питание катушка контактора 73-2, «земля». Через замкнутую блокировку контактора 73-2, провод К81, реле оборотов (ограничители скорости), провод Н157 получает питание катушка контактора 40-1, а от провода Н158 — катушка контактора 40-2. Через контактор 73-2 питание подается на независимые обмотки двигателей преобразователей Н1—НН1.
При включении контакторов 40-1 и 40-2 размыкаются их обратные блокировки в цепи сигнальных ламп. Лампы П1, П2 и АВР гаснут. От провода К81 получает питание катушка промежуточного реле 148-2 и замыкает свои контакты в проводах К46— Н17, создавая цепь катушки контактора 176-2.

Цепь 1-й позиции. По проводу К51 напряжение подходит к ВУ и далее через вставку (45 А) и замкнутые контакты, провод Н79 (Н76), блокировку 290-1 (290-2) приставки 367, по проводу Н110 (Н111) оно подается на тормозной барабан контроллера, а также на 3-й и безымянный контакты реверсивно-селективного барабана и на элемент главного барабана Н110 (Н111) — второй сверху.
Для приведения электровоза в движение реверсивно-селективную рукоятку контроллера устанавливают в положение «Вперед» или «Назад». При этом замкнутся элементы контроллера в проводах 1(2), 3, 6. От провода 3 получат питание катушки вентилей тормозных переключателей ТК1-М и ТК2-М — произойдет их разворот в моторный режим (если они находились в положении тормозного режима).
При установке главной рукоятки контроллера на 1-ю позицию замкнутся элементы контроллера 0, Н110 (Н111), А, 8, 23.
От провода Н110 (Н1111 подается напряжение на плюсовую шину главного вала и по перемычке Н235 (Н222) через блокировки 528-1 (528-2), 534-1 (534-2), провод 1(2), перемычке А получит питание провод 6, а также провода 8 и 23.
От провода 1 (21 получит питание катушка вентилей реверсоров и произойдет поворот их валов в положение, соответствующее выбранному направлению движения. От провода 1 (2) через блокировку реверсов II, провод К9 (К10), блокировку реверсора I, провод Н52, блокировку ТК1-М, провод Н53, блокировку 51-1 напряжение подается к проводу К11.
От провода К11 получат питание: катушки вентилей линейных контакторов 3-1,4-1,3-2, провод К13, блокировка ТК2-М, провод К12, блокировка ТК1-М, провод Н65, блокировка КСП0-С, провод Н66, блокировка КСП1-С-СП, провод К20, блокировка КСП2-С-СП, провод 0, замкнутый элемент контроллера (верхний главного вала), замкнутый элемент тормозного вала — «земля».
От провода К11 питание идет на параллельно-включенные блокировки КСП0 и ОД2, провод К21, катушку вентиля контактора 2-2, «землю». От провода К22 — на катушку вентиля 17-2, «землю».
От провода К11 получает питание катушка реле времени 278-1 и замыкает блокировочные контакты в цепи счетчика отключения БВ-1 в проводах 8—Н28.
После включения контактора 4-1 замыкаются его блокировки:

  • в цепи проводов Н65—«земля» — заземляет катушки контакторов 3-1,4-1 и 3-2, минуя блокировки групповых контакторов и контроллера;
  • в цепи проводов К27—К31 — подготавливается цепь питания на провод К31;
  • в цепи проводов Н120—«земля» — подготавливается цепь включения реостатных контакторов через блокировки промежуточных реле 102-1 и 103-1.
От провода 6 получают питание:
  • провод К45 через блокировку КСП0 — ставятся под напряжение катушки вентилей реостатных контакторов 6-2, 7-2, 10-1, 10-2;
  • провод 5 через блокировку КСП1-С-СП;
  • провод К31 через блокировку КСП0-С, провод Н69, блокиров¬ку КСП1-С-СП, провод К26, блокировку КСП2-С-СП, провод К27, блокировку 4-1 —ставятся под напряжение катушки вентилей реостатных контакторов 12-2, 12-1, 7-1;
  • блокировки РН и РБ через блокировки КСП0, КСП1, КСП2 по проводу К27.
От провода 8 получают питание:
  • провод К4 через блокировку КСП1-С-СП — ставятся под на¬пряжение катушки реостатных контакторов 5-1, 5-2, 6-1;
  • катушка счетчика отключения БВ-1 через замкнутые контакты реле времени 278-1.
От провода 23 получает питание провод К34 через блокировку КСП1-С-СП — ставятся под напряжение катушки вентилей реостат¬ных контакторов 11-1, 11-2.
При дальнейшем передвижении главной рукоятки по позициям будут получать «землю» в контроллере (согласно развертке) реостатные контакторы и выводиться из работы пусковые резисторы.
От провода К9 (К101 в зависимости от направления движения получают питание:
  • через обратную блокировку 19-2 и провод КЗО — катушки вентилей догружателей 89-1, 139-2;
  • через обратную блокировку 19-1 и провод К64 — катушки вентилей 89-2, 139-1.
При этом догружаются передние по ходу колесные пары каждого кузова. На рекуперативном режиме через блокировку ТК2-Т догружаются задние по ходу колесные пары каждого кузова.
На 1-й позиции контроллера машиниста тягового режима будут включены линейное контакторы 3-1, 4-1, 3-2, 2-2 и 17-2, возбуждены катушки вентилей реверсов ВП-1 и ВП-2, тормозных переключателей ТК1-М и ТК2-М, а также возбуждены электропневматические клапаны догружающего устройства и включено реле времени 278-1.
С 1-й по 16-ю позицию ни одна из катушек вентилей групповых переключателей не возбуждена. При этом замкнуты следующие контакторные элементы групповых переключателей: 32-0, 22-1, 25-1, 22-2 и 25-2.
Переход со 2-й на 16-ю позицию. На 2-й позиции контроллера размыкается контакторный элемент контроллера в цепи провода 0 и замыкается контакторный элемент в цепи провода 13. Контакторный элемент 0 прерывает начальное соединение с «землей» катушек вентилей контакторов 3-1,4-1 и 3-2. Замкнувшийся контакторный элемент 13 соединяет с «землей» катушку вентиля контактора 11-2, которая находится под напряжением от провода К34. Контактор 11-2 закорачивает секцию пускового резистора Р27—Р28. Пусковое сопротивление уменьшается на 5,77 Ом и остается равным 17,07 Ом.
На 3-й позиции замыкается контакторный элемент 14, который соединяет с «землей» катушку вентиля контактора 11-1. Этот контактор закорачивает секцию резистора Р5—Р6 на 4,72 Ом. На каждой последующей позиции происходит уменьшение пускового сопротивления как за счет закорачивания секций резисторов, так и путем соединения некоторых из них в параллельные цепи.
В процессе разгона, когда напряжение на тяговых двигателях станет больше 2700 В, срабатывает реле пониженного напряжения 63-1. Блокировка этого реле в цепи проводов К27—К32 замкнет цепь тока сигнальных ламп, указывающих на правильное действие схемы.
На 16-й позиции закорочены все секции пускового резистора. В порядке подготовки к переходу на последовательно-параллельное соединение на 16-й позиции замыкается контакторный элемент контроллера в цепи провода 9.
Переход с 16-й на 17-ю позицию. На 17-й позиции контроллера размыкаются контакторные элементы А, 12, 15, 16, 19,20,21,22. Замыкаются контакторные элементы 5 и 7. Происходит выключение индивидуальных контакторов 7-1, 12-1, 12-2, 7-2, 6-2, так как разрывается цепь «земли» в проводах 12, 20, 15, 16 и 21.
Прекращение питания провода 6 приводит к погасанию сигнальных ламп реле пониженного напряжения 63-1. Одновременно от провода 7 получают питание катушки вентилей нулевого группового переключателя КСП0. Однако групповой переключатель не может сразу начать переключение, так как для поступления в его цилиндр сжатого воздуха и для выхода воздуха из противоположного цилиндра необходимо некоторое время. Индивидуальные контакторы 7-1, 12-1, 12-2, 6-2 и 7-2 выключаются значительно быстрее и за счет этого фиксируется 1-е переходное положение: в цепь двигателей вводятся пусковые резисторы Р23—Р26 и РЗ—Р4 с общим сопротивлением 2,67 Ом. При этом ток и сила тяги каждого двигателя несколько уменьшаются.
При вращении вала нулевого группового переключателя КСПО замыкается контакторный элемент 33-0, который, закорачивая тяговые двигатели V —VIII, образует 2-е переходное положение. При этом ток тяговых двигателей I — IV и их сила тяги несколько увеличиваются.
Далее при вращении вала группового переключателя выключается контакторный элемент 32-0, который размыкает цепь тяговых двигателей V — VIII. Это будет соответствовать 3-му переходному положению. В результате размыкания блокировок КСПО-С в прово¬дах 9—К96 происходит выключение индивидуальных контакторов 10-1 и 10-2. В первом кузове в цепь тяговых двигателей I — IV дополнительно вводятся секции пусковых резисторов Р6—Р7 и Р7—Р8. Во втором кузове подготавливаются пусковые резисторы к введению их в цепь тяговых двигателей V — VIII. Это будет соответство¬вать 4-му переходному положению.
При дальнейшем вращении вала группового переключателя КСПО на 5-м переходном положении включаются контакторные элементы 30-0 и 31-0, которые подключают тяговые двигатели V —VIII в самостоятельную цепь. На этом переходном положении в цепи двигателей I — IV включен резистор на 4,828 Ом, а в цепи двигателей V — VIII — на 4,378 Ом, в результате чего токи в этих цепях будут различны.
Переход на 17-ю позицию заканчивается включением уравнительного контактора 20-2, выравнивающего токи и напряжения в обеих цепях тяговых двигателей. Обе группы пусковых резисторов включаются параллельно.
Контактор 20-2 включается по цепи: провод 8, обратная блокировка контактора 10-1, провод К29, блокировка КСП0-СП-П, провод К28, катушка вентиля контактора 20-2, провод Н70, блокировка ТК2-М и «земля».
От провода 5 через блокировку КСП1-С-СП и далее по проводу К45 напряжение будет подано к катушкам вентилей контакторов 6-2, 10-1, 7-2, 10-2. Катушки вентилей контакторов 12-2, 12-1,7-1 напряжение будут получать от провода 5 через блокировку КСП0-СП-П, провод Н69, блокировку КСП1-С-СП, провод К26, блокировку КСП2-С-СП, блокировку контактора 4-1, провод К31 и далее катушки вентилей вышеуказанных контакторов.
Переход с 18-й на 27-ю позицию. На 18-й позиции катушка вентиля контактора 5-1 соединяется с «землей» через замкнувшийся контакторный элемент контроллера в цепи провода 17. Контактор 5-1 закорачивает секцию резистора Р2—РЗ величиной 1,47 Ом. В результате этого пусковой резистор в цепи тяговых двигателей уменьшится с 2,292 до 1,895 Ом. На 19-й и следующих позициях последовательно-параллельного соединения происходит уменьшение сопротивления пускового резистора путем закорачивания и соединения в параллельные цепи его секций.
На 27-й позиции закорочены все пусковые резисторы. В порядке подготовки схемы к переходу на параллельное соединение тяговых двигателей на 27-й позиции от провода 10 через обратную блокировку контактора 19-2 получают питание катушки вентилей уравнительных контакторов 8-1 и 8-2.
Эти контакторы включаются и дублируют обходные цепи секций резисторов Р5—Р6, Р6—Р7, Р7—Р8, Р27—Р28, Р28—Р29 и Р29—РЗО, а замыкание их прямых блокировок создает цепь на катушки вентилей КСП1 и КСП2.
Переход с 27-й на 28-ю позицию. При переходе на 28-ю позицию размыкаются контакторные элементы контроллера 5, 11 — 23 и замыкается 4. Теряют питание лампы реле пониженного напряжения 63-1 и выключаются индивидуальные контакторы 6-1, 7-1, 10-1, 11-1, 12-1, 6-2, 7-2, 10-2, 11-2, 12-2. В цепь последовательно-параллельного соединения тяговых двигателей вводятся секции пусковых резисторов РЗ—Р4 и Р25—Р26 общей величиной 0,405 Ом. Введение в цепь этих резисторов вызывает уменьшение тока всех двигателей и их силы тяги. Замыкание на 28-й позиции контакторного элемента контроллера 4 создает цепь питания катушек вентилей первого и второго групповых переключателей КСП1 и КСП2. Ток проходит по цепи: провод 4, блокировка контактора 8-1, провод К23, блокировка контактора 8-2, провод 24, катушки вентилей групповых переключателей КСП1 и КСП2, «земля».
На части электровозов последних выпусков в провод 24 врезаны параллельно друг другу прямые блокировки ОД1-2 и ОДЗ-4 для того, чтобы исключить возможность разворота групповых переключателей КСП1 и КСП2 на параллельное соединение при выключенных всех ножах ОД первой секции.
Несмотря на возбуждение катушек вентилей, групповые переключатели начинают переключаться после небольшой выдержки времени. За счет этого фиксируется 10-е переходное положение процесса переключения тяговых двигателей с последовательно-параллельного на параллельное соединение.
Вначале вращения валов групповых переключателей КСП1 и КСП2 на 11-м переходном положении размыкаются контакторные элементы 22-1 и 22-2. За счет этого группы резисторов Р5—Р8 и Р27—РЗО подготавливаются к подключению в конце процесса пересоединения тяговых двигателей. Далее замыкаются контакторные элементы 23-1 и 23-2, которые шунтируют тяговые двигатели I — II и V — VI на специально предусмотренные резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 (по 2,1 Ом каждый). Это сопровождается некоторым увеличением тока тяговых двигателей III — IV, VII — VIII и их силы тяги.
Кратковременно, когда по тяговым двигателям I — II и V — VI протекает ток обратного направления, они работают в режиме реостатного торможения. Шунтирующие резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 несколько уменьшают величину генераторного тока и тормозной силы, создавая этим большую плавность изменения силы тяги электровоза при переключении тяговых двигателей.
При дальнейшем вращении валов групповых переключателей на 4-м переходном положении выключаются контакторные элементы 25-1 и 26-2, которые разрывают зашунтированные цепи тяговых двигателей I — II и V — VI. Размыкаются блокировки КСП1-С-СП и КСП2-С-СП в проводах 17—Н18 и Н18—Н74. Это приводит к выключению контакторов 5-1 и 5-2.
В результате замыкания блокировок КСП1-П в проводах К11— Н54 и КСП2-П в проводах К11—Н55 включаются контакторы 1-1, 2-1 и 1-2, которые подключают в работу секции пусковых резисторов Р5—Р8 и Р27—РЗО. Далее, в процессе вращения валов групповых переключателей включаются контакторные элементы 24-1, 26-1, 27-1,24-2,26-2,27-2.
Контакторные элементы 24-1 и 24-2 закорачивают резисторы Р81—Р82 и Р83—Р84 в цепях III — IV и VII — VIII тяговых двигателей, а контакторные элементы 26-1, 27-1, 26-2, 27-2 соединяют с «землей» обмотки возбуждения II и VI двигателей.
За счет выключения контакторов 5-1 и 5-2 вводятся в работу секции пусковых резисторов Р1—РЗ и Р23—Р25, которые ранее были закорочены. Осуществляется 5-е переходное положение, на котором образуются самостоятельные параллельные ветви I — II и V — VI двигателей. Эти двигатели на 3-м и 4-м переходных положениях не принимали участия в создании силы тяги. Общее пусковое сопротивление составляет 1,312 Ом.
В конце разворота первого и второго групповых переключателей замыкается ряд их блокировок, в том числе блокировки КСП1-П и КСП2-П в цепях проводов 24—К25, К25—Н68, 4—К34, 4—К45, 4—К4, через которые от провода 4 восстанавливается напряжение на катушках вентилей контакторов 12-1, 12-2,7-1, 11-1,11-2, 10-2,7-2,10-1, 6-2. Одновременно восстанавливается от провода 4 питание сигнальных ламп реле пониженного напряжения 63-1.
Переход с 29-й на 37-ю позицию. На 29-й позиции контроллера замыкается контакторный элемент в цепи провода 11, который создает цепь «земли» катушки вентиля контактора 6-1. Этот контактор закорачивает секцию резистора Р1—Р2 (3,15 Ом), уменьшая общее пусковое сопротивление до 1,035 Ом.
На последующих позициях происходит закорачивание секций пускового резистора и соединение их в параллельные цепи, что приводит к дальнейшему уменьшению пускового сопротивления. На 37-й позиции закорочены все секции пускового резистора. Напряжение на зажимах каждого тягового двигателя равно номинальному — 1500 В (при условии, что напряжение в контактной сети равно 3000 В).
На 37-й позиции размыкается контакторный элемент 10 и теряет напряжение провод 10, вследствие чего выключаются уравнительные контакторы 8-1, 8-2 и 20-2 (от провода 8 уравнительные контакторы 8-1, 8-2 и 20-2 получить питание не могут, так как на 37-й позиции в цепи проводов 8—К29 разомкнуты блокиров¬ки контакторов 10-1 и 11-1).
Обратное движение главной рукоятки контроллера. При перемещении главной рукоятки контроллера с 37-й до 28-й позиции включительно происходит включение уравнительных контакторов 8-1, 8-2 и 20-2 (36-я позиция), а также включение и выключение реостатных контакторов в соответствии с разверткой кулачковых шайб контроллера машиниста. В результате этого в цепь тяговых двигателей вводится пусковой резистор.
При переходе с 28-й на 27-ю позицию сначала должны установиться в положение последовательно-параллельного соединения первый и второй групповые переключатели, а затем включиться реостатные контакторы. Для обеспечения этой последовательности в схеме предусмотрены блокировки: первого группового переключателя КСП1-СП в цепи проводов 23—К34, 5—К45, Н69—К26 и второго группового КСП2-С-СП в цепи проводов К26—К27. Эти блокировки обеспечивают возбуждение катушек вентилей реостатных контакторов (от проводов 23 и 5) только после того, как с помощью групповых переключателей закончится переключение тяговых двигателей на последовательно-параллельное соединение.
Для предотвращения возможного разрыва цепи тяговых двигателей I — II и V — VI контакторами 8-1 и 8-2 при переходе с 28-й на 26-ю позицию или ниже (минуя 27-ю) в цепи катушек вентилей этих контакторов предусмотрены параллельно соединенные блокировки групповых переключателей КСП1-П и КСП2-П в цепи проводов К29—10. Эти блокировки дают возможность выключиться контакторам 8-1 и 8-2 только после того, как произойдет включение элементов групповых переключателей 22-1 и 22-2.
При переходе с 17-й на 16-ю позицию задержка включения индивидуальных контакторов до окончания переключения тяговых двигателей на последовательное соединение осуществляется блокировками группового переключателя КСПО-С в цепи проводов 6—Н69 и 6—К45.
При быстром сбросе рукоятки контроллера с позиций 37 — 28 на позиции 16 — 1 для задержки переключения КСПО до того, как групповые переключатели КСП1 и КСП2 займут положение последовательно-параллельного соединения, в схеме предусмотрена блокировка контактора 8-1 в цепи проводов 8—7.
Следовательно, катушки вентилей группового переключателя КСПО будут возбуждены от провода 8 до тех пор, пока не выключится контактор 8-1. За счет блокировок групповых переключателей КСП1-П и КСП2-П в проводах К29—10 выключение контактора 8-1 произойдет в конце переключения групповых переключателей КСП1 и КСП2 в положение последовательно-параллельного соединения тяговых двигателей.
На ходовых позициях 16, 27 и 37-й возможно применение ослабления поля тяговых двигателей четырьмя ступенями ОП1, ОП2, ОПЗ и ОП4. При перемещении тормозной рукоятки в ОП1 через контакторный элемент контроллера по проводу 46, блокировку ТК2-М, по проводу К5 подается питание на вентили контакторов 13-1, 213-1, 13-2 и 213-2, шунтируя обмотку возбуждения полностью введенным резистором.
Вентили этих контакторов также получают питание через контакторный элемент тормозного барабана, замкнутый на ОП1 — ОП4 по цепи: провод 31, блокировка контактора 76-1 (его работа зависит от реле перегрузок тяговых двигателей, так как катушка получает питание через блокировки 65-1, 66-1, 64-1, 65-2, 66-2), провод Н11, блокировка контактора 13-1, блокировка ТК2-М, провод К5.
Дальнейшее перемещение рукоятки приводит к возбуждению вентилей следующих контакторов:
  • по проводу 27 — контакторов 14-1, 14-2, 214-1, 214-2;
  • по проводу 29 — контакторов 15-1, 15-2, 215-2, 215-1;
  • по проводу 28 — контакторов 16-1, 16-2, 216-1, 216-2.
На позиции ОП4 все контакторы ослабления поля тяговых двигателей включены, при этом шунтирующие резисторы имеют минимальную величину.

ЗАЩИТА ОТ ПЕРЕГРУЗОК (буферная защита)

В схеме буферная защита тяговых двигателей от перегрузок действует только при работе двигателей в режиме ослабления поля на позициях: ОП2, ОПЗ и ОП4. На всех соединениях тяговых двигателей в зависимости от реле перегрузок, а на параллельном соединении и от реле максимального напряжения, схема работает следующим образом: при срабатывании хотя бы одного из реле перегрузок или реле максимального напряжения 64-1 на параллельном соединении рвется цепь питания катушки контактора 76-1.
При включении контактора 76-1 размыкается его блокировка в цепи контакторов 13-1, 13-2, 213-1, 213-2 в проводах 31—Н11. При размыкании контакторов 13-1 разомкнётся его блокировка в цепи этих контакторов в проводах Н11—46, поэтому при самовосстановлении блокировки реле перегрузки (после его срабатывания) контакторы 13-1, 13-2, 213-1, 213-2 не включатся. Для восстановления ослабления поля тормозная рукоятка контроллера должна быть возвращена на 1-ю позицию ослабления поля.

АВАРИЙНЫЙ РЕЖИМ РАБОТЫ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

При неисправности любого тягового двигателя (или его цепи) ножами ОД выводится из работы соответствующая пара тяговых двигателей. При этом на сериесном соединении работают 6 тяго-вых двигателей, на СП-соединении 4 тяговых двигателя только исправной секции и на П-соединении — 6 тяговых двигателей.
Такая работа двигателей достигается благодаря наличию дополнительных ножей ОД1 и ОД2 в первой секции и низковольтных блокировок при выключении неисправных двигателей второй секции.
При неисправности I или II тягового двигателя переключают вниз ножи ОД1-И, ОД1 и ОД2. Работа схемы на сериесном соединении происходит следующим образом: токоприемник, БВ-1, дифференциальное реле, контакторы 3-1, 4-1, первая группа пусковых резисторов, контактор 22-1, вторая группа пусковых резисторов, реле перегрузки 65-1, якорный нож ОД1-И (переключают вниз), контактор 25-1, нормальная цепь III — IV тяговых двигателей, контактор 32-0, межкузовное соединение, контактор 3-2 и далее по нормальной схеме цепь V — VI и VII — VIII тяговых двигателей.
На СП-соединении в работе участвуют двигатели второй секции через контакторы 30-0, 31 -0 и 33-0.
Тяговые двигатели III и IV не работают ввиду отсутствия «земли» (контактор 32-0 разомкнут, контактор 33-0 замкнут, ножи ОД2 и ОД1 переключены вниз, но выключены контакторы 26-1 и 27-1). На П-соединении создаются три параллельных ветви:

  • для III — IV тяговых двигателей через контакторы 3-1,4-1, первую группу резисторов, контакторы 23-1, 24-1, цепь III — Стяговых двигателей, ножОД1, контакторы 26-1, 27-1, счетчик электроэнергии, «земля»;
  • для V — VI двигателей — через контактор 1-2 и далее по схеме;
  • для VII — VIII двигателей — через контакторы 30-0, 31-0, 3-2, 23-2, 24-2, 17-2 и далее по схеме.
При неисправности III или IV тягового двигателя переключают вниз ножи ОДШ-IV и ОД2. На С-соединении создается следующая цепь: токоприемник, БВ-1, контакторы 3-1,4-1, первая группа резисторов, контактор 22-1, вторая группа резисторов, цепь I — II тяговых двигателей, контактор 25-1, переведенный якорный нож ОДШ-IV, контактор 32-0 и далее в схему второй секции на V — VI и VII — VIII тяговые двигатели.
На СП-соединении I и II тяговые двигатели не работают ввиду отсутствия «земли» (контактор 32-0 разомкнут, 33-0 замкнут, но ножи переключены вниз).
Тяговые двигатели V — VI и VII — VIII работают нормально через контакторы 30-0, 31-0 и 33-0.
На П-соединении создаются три параллельные ветви:
  • на I и II тяговые двигатели — через контакторы 2-1, 1-1;
  • на V — VI тяговые двигатели — через контактор 1-2;
  • на VII — VIII тяговые двигатели — через контакторы 30-0, 31-0, 3-2.
При неисправности V или VI тягового двигателя переключают вниз ножи OflV-VI тяговых двигателей. При этом размыкаются две блокировки ОД2 (в цепи управления контакторами 2-2 и 17-2).
На С-соединении тяговые двигатели первой секции работают как и при нормальной схеме. Цепь на второй секции создается через контактор 3-2, группу пусковых резисторов, контактор 22-2, четвертую группу резисторов, контактор 2-2, переключенный якорный нож V — VI тяговых двигателей, контактор 17-2 и по цепи VII — VIII тяговых двигателей.
На СП-соединении для двигателей первой секции создается цепь через контактор 33-0. Тяговые двигатели второй секции не работают, так как контакторы 2-2 и 17-2 остаются разомкнутыми (блокировки сериесного соединения разомкнулись, а параллельного не замкнулись).
На П-соединении двигатели первой секции работают как и при нормальной схеме. Во второй секции контакторы 2-2 и 17-2 включатся, однако цепь идет только на VII — VIII тяговые двигатели через контактор 17-2.
При неисправности VII или VIII тягового двигателя переключают вниз ножи OflVII-VIII. Вместе с этим размыкаются две блокировки ОД2 и OflVII-VIII (в цепи управления контакторами 2-2 и 17-2).
На С-соединении тяговые двигатели первой секции работают нормально. Цепь второй секции: через контактор 3-2, пусковые резисторы, контактор 2-2, цепь V —VI тяговых двигателей, контакторы 25-2, 17-2, переключенный нож OflVII-VIII и далее на «землю».
На СП-соединении работают двигатели первой секции, получая «землю» через контактор 33-0. Двигатели второй секции не работают, так как контакторы 2-2 и 17-2 выключены.
На П-соединении образуются три параллельные ветви:
  • в первой секции как и при нормальной схеме;
  • на V — VI тяговые двигатели — через контактор 1-2;
  • цепь V —VI двигателей — через контакторы 26-2, 27-2 на «землю». Контактор 17-2 разомкнут.

ДЕЙСТВИЕ СХЕМЫ В РЕЖИМЕ РЕКУПЕРАТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

Выбор соединения тяговых двигателей при рекуперативном торможении производится переводом реверсивно-селективной рукоятки контроллера машиниста в положение, соответствующее скорости движения.
Параллельное соединение применяется при скорости 60 — 100 км/ч, последовательно-параллельное соединение при 30 — 60 км/ч и последовательное соединение при 15 — 30 км/ч.
Перед началом рекуперативного торможения мотор-вентиляторы включаются на режим «Высокая скорость», после чего осуществляется пуск преобразователей П-1 и П-2 включением кнопки «Возбудители».
Для параллельного соединения тяговых двигателей реверсивно-селективную рукоятку устанавливают в положение П, тормозную — на позицию 02. На реверсивно-селективном барабане замыкаются контакторные элементы в проводах — безымянный, 1, 7, 4 и 24. В результате этого под напряжением окажутся провода 7, 4 и 24.
От провода 7 получают питание катушки вентилей группового переключателя КСП0 и он займет положение последовательно-параллельного соединения тяговых двигателей. От провода 24 произойдет возбуждение катушек вентилей групповых переключателей КСП1 и КСП2, которые займут положение параллельного соединения тяговых двигателей.
После разворота групповых переключателей от проводов 4 и 24 встанут под напряжение провода К24, К25, К45, К27, К4, К34, К31.
На тормозном барабане будут замкнуты контакторные элементы 26, 27, 30 и К63. Цепь проводов 26 и К63 соединится с «землей». От провода К27 получат питание катушки ВЕНТИЛЕЙ ТК1-Т и ТК2-Т по цепи: провод К27, катушка вентиля ТК1-Т, параллельно включенная катушка вентиля ТК2-Т, провод К14, блокировка ОД1, провод К15, блокировка ОД2, провод 26 и «земля». Тормозные переключатели занимают положение тормозного режима. От провода К25 включаются контакторы 300-1 и 300-2 по цепи: провод 24, блокировка КСП2-П, провод К25, параллельно включенные катушки контакторов 300-1, 300-2, провод 26, «земля».
Главная рукоятка контроллера устанавливается на 1-ю позицию. От провода Н110 (Н111) под напряжением оказываются провода А8, 23, 1 (2), 27, 30, 31. От провода 30 ток поступает на контактор 74-1, промежуточные реле 102-1, 103-1 и контакторы 18-1, 18-2, 19-1, 19-2 по цепи: провод 30, блокировка ТК2-Т, провод КЗ, блокировка ТК1 -Т, провод Н46, блокировка реле 170-1, провод К2.
После включения контактора 74-1 по проводу 27 через резистор Р1—Р15 и провода Н45, Н39, К40 замыкается цепь питания обмоток возбуждения Н4—НН4, ПГ-1 и ПГ-2. Замыканием блокировок 102-1 и 103-1 подготавливается включение индивидуальных (реостатных) контакторов.
Обмотки возбуждения тяговых двигателей после включения контакторов 18-1, 18-2, 19-1, 19-2 получают питание от генераторов ПГ-1 и ПГ-2. От провода 1(2) включаются контакторы 2-2 и 17-2, а также будет подано напряжение к катушкам вентилей контакторов 3-1, 4-1,3-2, 1-1, 1-2, 2-1. Однако цепь питания их разомкнута блокировкой реле рекуперации в проводах К13—Н51 и контакторным элементом тормозного вала (провод 25 и «земля»).
Переводом тормозной рукоятки на 1-ю позицию замыкается контакторный элемент тормозного вала, соединяющий провод 25 с «землей». Однако линейные контакторы 3-1, 4-1, 1-1, 2-1, 3-2, 1-2 не включатся, так как цепь питания катушек их вентилей по-прежнему разомкнута блокировкой реле рекуперации. Секции регулировочного резистора Р1—Р14 в цепи обмоток возбуждения ПГ-1, ПГ-2 выключатся контакторными элементами контроллера при перемещении тормозной рукоятки в сторону 15-й позиции.
Секция Р14—Р15 (2,35 Ом) выключается контактором 76-1, катушка которого получает питание на 2-й позиции по цепи: провод 31, блокировка реле перегрузки тяговых двигателей 65-1, провод К43, блокировка 66-1, провод Н42, блокировка реле максимального напряжения 64-1, провод Н41, катушка контактора 76-1, провод К1, блокировки реле перегрузок тяговых двигателей 65-2 и 66-2, «земля».
Начиная с 3-й позиции тормозной рукоятки, катушка контактора 76-1 получает питание через собственную блокировку от провода 30. На 3-й позиции тормозной рукоятки по проводам 29, Н50, К7 получают питание катушки вентилей электроблокировочных клапанов 122-1 и 122-2, которые отключают тормозные цилиндры от пневматической системы электровоза во избежание заклинивания колесных пар при служебном торможении поезда во время рекуперации.
При срыве тормозного режима катушки вентилей электроблокировочных клапанов 122-1 и 122-2 теряют питание и открывают доступ воздуха в тормозные цилиндры (независимо от положения крана машиниста) благодаря наличию на электровозе блокировочных вентилей 123-1 и 123-2, которые получают питание от провода 29 с 3-й по 15-ю позицию тормозной рукоятки и создают цепь на тормозные цилиндры. На 15-й позиции тормозной рукоятки контроллера регулировочные резисторы Р1—Р15 в цепи обмоток возбуждения возбудителей ПГ-1 и ПГ-2 полностью выключаются.
Рекуперативное торможение электровоза начинается только после включения линейных контакторов 3-1, 4-1, 1-1,2-1,3-2, 1-2, которое произойдет после отпадания якоря реле рекуперации 62-1 и включения его блокировки в проводах К13—Н51. Реле рекуперации, якорь которого притягивается сразу же после постановки главной рукоятки на 1-ю позицию, срабатывает на одной из позиций тормозной рукоятки контроллера, когда суммарная э.д.с. тяговых двигателей будет примерно равна напряжению в контактной сети.
Линейные контакторы 1-1,2-1,3-1,4-1,1-2, 3-2 включаются по цепи: провод 1, блокировка ВП2, провод К9, блокировка ВП1, провод Н52, блокировка 74-1, провод Н53, блокировка быстродействующего выключателя 51-1, провод К11 и далее по четырем ветвям:

  • параллельно включенные катушки вентилей контакторов 3-1 и 4-1, провод К13, блокировка реле рекуперации 62-1, провод Н51, блокировка 18-1, провод К8, блокировка 18-2, провод 25, элемент тормозного вала контроллера и «земля»;
  • блокировка КСП1-П, провод Н54, параллельно включенные катушки вентилей контакторов 1-1, 2-1, провод К12, блокировка КСП0-СП-П, блокировка 62-1, провод Н51, блокировка 18-1, провод К8, блокировка 18-2, провод 25, элемент тормозного вала и «земля»;
  • катушка вентиля контактора 3-2, провод К12, блокировка
    КСПО-СП-П, провод Ш, блокировка 82-1, провод Н51, блокировка 18-1, провод К8, блокировка 18-2, провод 25, элемент тормозного вала и «земля»;
  • блокировка КСП2-П, провод Н55, катушка вентиля контактора 1-2, проводК12, блокировка КСПО-СП-П, проводК13, блокировка 62-1, провод Н51, блокировка 18-1, провод К8, блокировка 18-2, провод 26, элемент тормозного вала, контроллер и «земля».
Включившись, контактор 4-1 замыкает свои блокировки в проводах К27—К31, Н120—Ж, Н65—Ж, которые дают возможность включиться индивидуальным реостатным контакторам 6-1, 7-1, 10-1, 11-1, 6-2, 7-2, 10-2, 11 -2, выключающим все секции пусковых резисторов.

РАБОТА И ЦЕЛЬ ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЛЕ ВРЕМЕНИ 134-1

Для защиты тяговых двигателей в режиме рекуперации на П-соединении в цепь управления электровоза введено реле времени 134-1, которое при срабатывании реле максимального напряжения и загорании сигнальных ламп «РП» через 10 — 15 с разбирает цепь рекуперативного режима, если за это время машинист сам не примет мер по ликвидации перенапряжения.
После разворота КСП1-П на П-соединении замыкается его блокировка в проводах К11— Н54. От провода Н54 подается напряжение к прямой блокировке — реле максимального напряжения в проводах Н54—Н126.
При повышении напряжения в контактной сети до 4000 В включается реле максимального напряжения и замыкает свои блокировки в проводах К100—К76 и Н54—Н126. От провода К76 получают питание и загораются сигнальные лампы «РП», сигнализируя машинисту о перенапряжении.
От провода Н126 получает питание катушка реле времени 134-1, через 10 — 15 с реле включается и замыкает свои контакты в цепи катушки промежуточного реле 279-1 в проводах Н12—Н136.
При включении промежуточного реле 279-1 размыкается его обратная блокировка в цепи питания вентиляторов, выключаются контакторы вентиляторов 42-2, 42-1 и, следовательно, БК, БВ-1.
Схема рекуперации разбирается.


Всю подробную информацию Вы можете узнать, позвонив на наши телефоны в городе Самара, или оформить предварительный заказ, заполнив форму обратной связи Оформить заказ


Продается тепловоз ТГМ-40 или сдается в аренду

Тепловоз ТГМ-40 (1990 г.в.) в рабочем состоянии. После покупки можно сразу ставить в работу. Мin размер бандажа-76, маx-79. Гребень: 28-30.

При необходимости наши специалисты могут установить двигатель ТМЗ взамен двигателя 1Д12 с внесением конструктивных изменений, что позволяет во много раз увеличить межпробеговый интервал ежду капитальными ремонтами. Данный дизель прост в техническом обслуживании, надежный и экономичный.

Если Вы хотите арендовать тепловоз, обратитесь в нашу компанию за дополнительной информацией

Подробнее...

Ремонт гидропередачи УГП 230, УГП 400/201

Берем в ремонт гидропередачи марок УГП 230 и УГП 400/201 тепловозов серии ТГМ-40, ТГК-2, узкоколейного ТУ-7 и дрезин: ДГКу, МПТ, АДМ.

В наличии есть гидропередачи УГП 400/201 и УГП 230 после капитального ремонта, готовы рассмотреть вариант обмена на УГП подлежащие ремонту.

Продается вал коленчатый Д50.05.103 (1-ПД4А.05.010-1)

Имеются в наличии валы коленчатые в кол-ве 2-х шт.: 1-го ремонта с комплектом вклыдышей и 7-го ремонта без вкладышей. Цена договорная.

Продается тяговый электродвигатель ЭД-118

Имеется в наличии тяговый электродвигатель ЭД-118 для тепловозов серии ТЭМ.

Подробнее...

Продается колесная пара ТГМ 40

Продается колесная пара ТГМ 40 после ремонта буксовых узлов и ревизии осевых редукторов. Цена: договорная.

Подробнее...


27.09.2013 | Участие в конкурсе

Подробнее...

©ООО "ЛокомотивСтройСервис" : сервисное обслуживание и ремонт локомотивов г. Самара Обслуживание тепловозов в Самаре